9. Оценка экологической ситуации в условиях реализации мероприятий генерального плана
Анализ комплекса мероприятий генерального плана сельского поселения Новотулка позволяет констатировать следующее:
1). Площадки под жилищное и промышленное строительство, предлагаемые проектом, выбраны на основе анализа современного состояния территории, с учетом особенностей природных условий, существующего уровня антропогенной нагрузки, требований законодательных, нормативных и методических документов в части охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья населения.
Осуществление строительства на благоприятных территориях сводит к минимуму уровень его негативного влияния на окружающую среду при условии:
- превентивного проведения комплекса инженерных изысканий;
- выполнения проектных и строительных работ с соблюдением требований соответствующих нормативно-регламентирующих документов;
- реализации предлагаемых проектом рекомендаций по инженерной защите и инженерному обеспечению застраиваемых территорий.
В частности, проведение вертикальной планировки, обеспечение в границах застраиваемых территорий, организованного отвода ливневых и талых вод с устройством ливневой канализации, организация централизованного канализования хозяйственно-бытовых стоков, осуществление мероприятий по защите от затопления и подтопления грунтовыми водами и проявлений овражно-эрозионных процессов, приведут к позитивным изменениям в состоянии почв, подземных и поверхностных вод и оздоровлению окружающей среды в границах проектирования в целом.
Выполнение строительных работ с соблюдением требований соответствующих строительных норм и правил не приведет к ухудшению существующей экологической ситуации в границах проектирования и на прилегающих территориях.
2). Развитие объектов промышленности с организацией и обустройством необходимых санитарно защитных зон производственных объектов и комплексов; реконструкция, техническое перевооружение и модернизация существующего производства позволят снизить уровень негативного воздействия на компоненты окружающей среды и население.
Строительство новых объектов производственной инфраструктуры при условии соблюдения требований по соответствующей инженерной подготовке застраиваемой территории с последующей эксплуатацией этих объектов, согласно действующих нормативно-регламентирующих документов в части охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, не окажет негативного влияния на состояние окружающей среды и здоровье населения.
3). Увеличение территории застройки и площади асфальтовых покрытий в жилых зонах, строительство и реконструкция автомобильных дорог, приведут к возрастанию объема поверхностного стока, уменьшению площади естественного испарения, площади природного растительного покрова и, следовательно, к нарушению естественного режима грунтовых вод и водного баланса в границах проектирования в целом, а также к росту уровня загрязнения водных объектов, принимающих загрязненный поверхностный сток.
Отрицательные последствия обозначенных процессов могут быть снижены за счет:
- мероприятий по инженерной подготовке и инженерному обеспечению застраиваемых территорий (организация отвода ливневых и талых вод, и др.);
- развития системы зеленых насаждений в границах проектирования и на пограничных прилегающих территориях.
4). Развитие транспортной инфраструктуры в границах проектирования предполагается за счет совершенствования системы автомобильного и водного транспорта.
Автомобильные дороги относятся к разряду линейных транспортных геотехнических систем и, так же, как другие геотехнические системы транспортного назначения интенсивно изменяют окружающую среду на небольших площадях, но по большой протяженности. Таким образом, специфика воздействия автомобильных дорог проявляется в преобладании воздействия линейного характера.
Установлено, что из всей группы линейных транспортных геотехнических систем именно автомобильный транспорт оказывает наиболее сильное влияние на окружающую среду за счет загрязнения атмосферы, почв, создаваемого шума, вибрации грунта и целого ряда других негативных воздействий.
Отрицательные воздействия дороги и автомобильного движения на окружающую среду проявляются следующим образом:
- осуществляется изъятие земель под дорожное строительство;
- происходит преобразование ландшафта и изменение геологических и гидрогеологических условий в результате сооружения крупных выемок и насыпей: нарушаются условия местного стока, могут активизироваться опасные геологические процессы - оползни, суффозия, карст, эрозия и др.;
- загрязняется воздух отработавшими газами и пылью;
- загрязняются почвы вдоль дороги нефтепродуктами, соединениями тяжелых металлов, в том числе свинца при использовании этилированного бензина;
- загрязняются грунтовые воды за счет фильтрации ливневых и талых сточных вод с дорожного полотна и придорожных территорий нефтепродуктами от потерь горюче - смазочных материалов, хлоридами при использовании их в составе противогололедных смесей;
- загрязняются поверхностные водные объекты при попадании в них стока с дорог, несущего истертую резину, несгоревшие углеводороды, тяжелые металлы, нефтепродукты от потерь топлива, масла, соли и пр.;
- создается угроза зеленым насаждениям под воздействием атмосферных и почвенных загрязнений;
- осуществляется вибрационное, шумовое, электромагнитное, тепловое воздействие на окружающую среду.
Уровень воздействия дорог и автомобильного движения на компоненты окружающей среды находится в прямой зависимости от количества автотранспорта, структуры и интенсивности автотранспортного потока, объемов используемого топлива, наличия транзитного транспорта, сезонной неравномерности в распределении выбросов отработавших газов, качества дорожного покрытия и пр.
Обеспечение снижения вредного влияния автомобильного транспорта на компоненты окружающей среды и здоровье населения обеспечивается за счет расширения использования природного газа в качестве моторного топлива, организации отвода и очистки ливневых и талых вод в зонах влияния автомагистралей, запрета на использование придорожных территорий для выращивания сельскохозяйственной продукции и выпаса скота, создания защитных полос зеленых насаждений вдоль автодорог.
Сокращение зон акустического дискомфорта от участков железнодорожных магистралей, пересекающих территорию с.п. Новотулка, достигается за счет посадки защитных лесополос вдоль линий железных дорог.
Развитие транспортной инфраструктуры будет способствовать созданию удобных и комфортных транспортных и хозяйственных связей.
5). Развитие системы водоснабжения согласно проекту генерального плана, решается от существующей системы водоснабжения с обязательной реконструкцией уличных водоводов, заменой устаревшего или вышедшего из строя оборудования на водозаборах и насосных станциях, а так же обустройством новых источников водоснабжения, что способствует обеспечению экологически безопасной эксплуатации водозаборных сооружений и водных объектов, экономному и рациональному использованию водных ресурсов.
Воздействие на состояние почв и подземных вод во время нового строительства, реконструкции и эксплуатации водозаборов будет минимальным при условии соблюдения требований СанПиН 2.1.4.1110-02. Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
6). Развитие системы централизованного отведения хозяйственно-бытовых, производственных, ливневых и талых сточных вод с соответствующими очистными сооружениями согласно достижениям современной науки, техники, передового отечественного и зарубежного опыта в вопросах очистки сточных вод, способствует сокращению объема стоков, обеспечивает предотвращение аварийных сбросов неочищенных или недостаточно очищенных стоков, локализации, снижению и, в ряде случаев, ликвидации существующих источников и очагов загрязнения почв, поверхностных и подземных вод.
Таким образом, ожидаемым эффектом от реализации мероприятий «Генерального плана сельского поселения Новотулка муниципального района Хворостянский» является улучшение общей экологической ситуации в границах проектирования.